Как научить быстро читать первоклассника

Готовимся к школе

Большинство родителей понимает, что недостаточно просто научить первоклассника читать. Нужно приложить максимум усилий для того, чтобы ребенок не только понимал, но и запоминал прочитанное, причем тратил на это как можно меньше времени. Скорость чтения напрямую влияет на успеваемость школьника – без этого он попросту не успеет прочесть все, что дает учитель. А список литературы, рекомендованной для внеклассных занятий, и вовсе останется нетронутым. Именно поэтому родителям нужно понять, как научить быстро читать первоклассника.

Не совершайте этих ошибок

К сожалению, во время домашнего обучения родители совершают множество ошибок, которые не позволяют ребенку повысить скорость чтения. Чаще всего это происходит в следующих ситуациях:

  1. Называют букву, а не звук. При заучивании букв родители произносят «название» буквы (например, «пэ» или «эм»). Как результат, во время чтения ребенок повторяет заученную информацию – и вместо «папа» получает «пэ-п-пэ-а». Важно учить азбуку правильно, без дополнительных призвуков: «К», «Н», «Р».
  2. Складывают слоги из отдельных букв. Конечно, ребенку гораздо легче прочитать отдельно «б» и «о». Однако на их последующую «склейку» уходит слишком много времени. Так что изначально надо тренировать малыша, чтобы он прочитывал согласную вместе с гласной – «бо».
  3. Долго читают тексты. Первоклассники еще очень неусидчивы, а потому не стоит заставлять новоиспеченного школьника проводить за чтением по 45 минут как в школе. Гораздо эффективнее прочитывать маленькие тексты (за 5-7 минут) и делать перерывы между упражнениями.

От простого к сложному

Как вы уже поняли, повысить скорость чтения можно за счет регулярных тренировок. Ребенок должен научиться воспринимать слова целиком, не разбивая их на слоги. Именно поэтому начинать следует с максимально коротких слов (например, «кот», «лес», «дом»). Постепенно их заменяют на более сложные («дерево», «озеро», «дорога»), а потом и вовсе выстраивают в словосочетания и фразы. Причем на этом этапе нужно использовать знакомые школьнику слова (например, из «кота» и «дороги» получится «кот на дороге»).
Само упражнение на тренировку скорочтения довольно простое. На небольших листках бумаги выписывают по 1 слову – их то и предстоит читать ребенку. Причем желательно время от времени менять темп и количество букв.

Упражнения для первоклашек

Первый класс недаром считается наиболее сложным для ребенка – в этот период он адаптируется к непривычным условиям, учится дисциплине и коммуникации со сверстниками. Именно поэтому специалисты рекомендуют приступать к упражнениям для быстрого чтения лишь во втором полугодии, когда первые эмоции и впечатления немного улягутся, а у малыша появятся силы и энергия для дополнительных тренировок. Что касается методик, то чаще всего для этих целей используют:

  1. Автоматизированное чтение слогов
    Для этого упражнения необходимо обзавестись слоговой таблицей. На каждом занятии первоклассник должен прочитывать хотя бы 1-2 строчки, постепенно ускоряясь. Это позволит научиться читать слова «автоматически» и натренировать артикуляционный аппарат (тогда не будет проблем с дикцией). Более того, данный метод позволяет ребенку приобрести орфографические навыки и повысить уровень грамотности.
  2. Хоровое чтение
    Эта «разминка» помогает развить артикуляцию и подготовиться к более сложным заданиям. Для этого в начале каждого урока малыш должен прочитывать несколько фраз или скороговорок в среднем темпе (в параллель с родителями, учителями или одноклассниками).
  3. Комплекс заданий
    Это упражнение состоит из нескольких частей. Для начала ребенок самостоятельно прочитывает незнакомый текст – по истечению минуты останавливается и отмечает место, до которого успел дойти. После небольшого отдыха чтение повторяется (с самого начала) и снова прерывается через 1 минуту. В большинстве случаев ребенку удается прочитать гораздо больше – это его радует и мотивирует продолжать занятия. Оставшуюся часть текста можно прочитать вместе.
  4. Задание «Буксир»
    В этом упражнении роль «буксира» выполняет один из родителей, который задает не очень медленный, но и не слишком быстрый темп чтения и начинает вслух проговаривать текст. Через несколько предложений взрослый замолкает, но продолжает читать про себя. Еще через несколько фраз родитель снова произносит текст вслух. Это позволяет проверить, в каком темпе читал школьник и насколько он замедлился.
  5. Прыжок-остановка
    Упражнение предназначено для развития зрительной памяти и тренировки внимания, оно также учит быстро ориентироваться в тексте. Для этого школьник начинает читать книгу, но по команде родителя закрывает глаза и делает короткий перерыв на 15 секунд. После этого ребенку необходимо быстро найти в тексте то место, где он остановился, и продолжить чтение.
  6. Половинка
    Для этого упражнения-игры потребуется несколько листов А4. На них необходимо написать слова из 2-3 слогов (например, «собака», «мальчик», «чайник»), разрезать на карточки (например, на «маль» и «чик», «чай» и «ник») и перемешать. Ребенку остается лишь правильно подобрать подходящие слоги.

Особенные упражнения

Однако не стоит забывать, что скорость чтения напрямую зависит от умения ребенка концентрироваться, быстро ориентироваться в тексте, буквально «цепляться» взглядом за нужную строчку. Специальные упражнения помогут развить тот или иной навык (либо же избавиться от ненужных привычек).

Расширяем поле зрения

Для этих целей подойдет:

  1. Таблица Шульге.
    Представляет собой квадрат с красными и черными цифрами, которые напечатаны вразнобой. Ребенку необходимо максимально быстро выстроить всю цепочку от 1 до 25, выбрав один из цветов. Уже через несколько повторений школьник начнет видеть боковым зрением и сможет читать быстрее.
  2. Клиновидная таблица.
    Довольно необычное упражнение, в котором ребенку необходимо концентрироваться на верхних цифрах и проговаривать все числа вслух.

Подавляем регрессию

Из-за регрессии скорость чтения очень сильно падает, т.к. взгляд постоянно возвращается на прочитанную только что строку. Избавиться от столь нежелательного эффекта удается за счет:

  1. Использования указки. Для этих целей подойдет обычный карандаш, который будет двигаться только вперед – ребенок волей неволей будет следить за указателем и перестанет «отпрыгивать» назад.
  2. Использования закладки. Достаточно просто закрыть прочитанный текст небольшим кусочек бумаги – и малышу будет некуда возвращаться взглядом.
  3. Ежедневных «замеров». Чтобы мотивировать ребенка, нужно лишь каждый день высчитывать количество прочитанного текста. Стремясь улучшить свой результат, малыш будет стараться меньше повторять «пройденное».

Подавляем артикуляцию

  • жужжать в процессе чтения (очень шумная, но эффективная техника «Шмель»);
  • барабанить пальцами или ручкой по столу (темп при этом постепенно увеличивают);
  • читать под музыку (концентрируясь на понимании текста);
  • плотно сомкнуть губы и зажать рот ладошкой.

Задания для корректировки внимания и концентрации

Скорость осознанного чтения также зависит от внимания и умения концентрироваться. Развить эти навыки помогут следующие упражнения:

  • составление коротких слов из одного большого (например, «лес, тост, вред» из «представительство»);
  • поиск отличий в парных конструкциях (например, в «киса-лиса», «тон-ток» и прочих);
  • чтение текста, напечатанного разными шрифтами (это не должно отвлекать ребенка);
  • поиск перепутанных слов и возвращение их на законное место (например, во фразе «елочке маленькой зимой холодно»);
  • выделение главной мысли текста после прочтения (или спорных моментов);
  • чтение одним глазом (правым и левым попеременно);
  • отгадывание шарад и ребусов.

Развитие антиципации

У большинства взрослых этот навык развит довольно хорошо. Он проявляется в угадывании слова, исходя из смысла текста. Ребенку развить подобное умение поможет чтение текста: вверх тормашками (желательно сначала прочитать его в «нормальном» виде); закрытого по краям линейкой или бумагой (ребенок будет вынужден подставить слово, подходящее по смыслу); в котором закрыта верхняя часть строки (видна только половина буквы).

Тренировка памяти

Что касается памяти, то существует множество упражнений для ее тренировки. Причем можно задействовать любой понравившийся текст или случайные слова:

  • Визуальный диктант. Ребенок прочитывает текст целиком, после чего все фразы закрывают листом бумаги (остается лишь одно предложение). Школьнику предстоит за 10 секунд запомнить его и написать по памяти.
  • Цепочка. Ребенок прочитывает 3-5 слов, относящихся к одной теме (например, «дом, комната, кровать, сон»). После этого он должен воспроизвести их в нужном порядке устно и записать на листе бумаги. Со временем цепочку можно продлить до 10-12 слов.
  • Ремонт слов. Ребенку предстоит прочитать незнакомый для него текст, в котором есть слова с «потерянными» буквами. Ему необходимо понять их значение и заполнить пробелы.

Чтение в паре со взрослым

Не стоит забывать, что первокласснику бывает очень сложно привыкнуть к ежедневным занятиям. Поддержать его в этот момент – первостепенная задача родителей. Не заставляйте школьника читать в одиночестве, а составьте ему компанию. Так, в паре можно проработать следующие упражнения:

  • совместное чтение (взрослый читает вслух, ребенок – про себя);
  • эстафета (по аналогии с первым упражнением, но роли время от времени меняются);
  • хвостик (взрослый и ребенок читают один и тот же текст с отставанием в 3-4 слова – чужой голос сбивает с мысли и заставляет лучше концентрироваться на прочитанном).

Книги, тренирующие скорочтение у детей

К сожалению, не все родители обладают задатками «домашнего педагога». В таких случаях стоит воспользоваться специализированной литературой:

  1. «Скорочтение для детей» от Абдулова Г.
    Сборник заданий, предназначенных для развития памяти и концентрации внимания, а также повышения скорости чтения. Все упражнения дополняются правилами их выполнения, а в конце книги есть «Дневник успехов».
  2. «Скорочтение для детей» от Ахмадуллин Ш.
    Сборник теории и практических упражнений, направленных на повышение темпа чтения у школьников в возрасте 6-17 лет. Автор гарантирует, что первых результатов можно ожидать уже спустя 10 дней регулярных занятий (по 60 минут).
  3. «Обучение детей скорочтению» от Ахмадуллин Ш.
    Несколько пособий в наборе. Сюда входят специальные карточки, рабочие тетради, программа и дневник успеха.

Таким образом, каждый родитель может помочь своему ребенку освоить навык беглого чтения. Все что нужно – это приложить немного усердия и регулярно выполнять вышеперечисленные упражнения. Уже через несколько недель первоклассник сможет бегло читать, повысит успеваемость в школе и начнет получать удовольствие от внеклассного чтения.

Похожие статьи

Как мотивировать ребенка учиться Воспитание Как подготовить ребенка к новому учебному году Готовимся к школе Какой иностранный язык выбрать для ребенка? Это пригодится