Как научить быстро читать первоклассника

Готовимся к школе

Большинство родителей понимает, что недостаточно просто научить первоклассника читать. Нужно приложить максимум усилий для того, чтобы ребенок не только понимал, но и запоминал прочитанное, причем тратил на это как можно меньше времени. Скорость чтения напрямую влияет на успеваемость школьника – без этого он попросту не успеет прочесть все, что дает учитель. А список литературы, рекомендованной для внеклассных занятий, и вовсе останется нетронутым. Именно поэтому родителям нужно понять, как научить быстро читать первоклассника.

 

Не совершайте этих ошибок

К сожалению, во время домашнего обучения родители совершают множество ошибок, которые не позволяют ребенку повысить скорость чтения. Чаще всего это происходит в следующих ситуациях:

♦ Называют букву, а не звук. При заучивании букв родители произносят «название» буквы (например, «пэ» или «эм»). Как результат, во время чтения ребенок повторяет заученную информацию – и вместо «папа» получает «пэ-п-пэ-а». Важно учить азбуку правильно, без дополнительных призвуков: «К», «Н», «Р».

♦ Складывают слоги из отдельных букв. Конечно, ребенку гораздо легче прочитать отдельно «б» и «о». Однако на их последующую «склейку» уходит слишком много времени. Так что изначально надо тренировать малыша, чтобы он прочитывал согласную вместе с гласной – «бо».

♦ Долго читают тексты. Первоклассники еще очень неусидчивы, а потому не стоит заставлять новоиспеченного школьника проводить за чтением по 45 минут как в школе. Гораздо эффективнее прочитывать маленькие тексты (за 5-7 минут) и делать перерывы между упражнениями.

 

От простого к сложному

Как вы уже поняли, повысить скорость чтения можно за счет регулярных тренировок. Ребенок должен научиться воспринимать слова целиком, не разбивая их на слоги. Именно поэтому начинать следует с максимально коротких слов (например, «кот», «лес», «дом»). Постепенно их заменяют на более сложные («дерево», «озеро», «дорога»), а потом и вовсе выстраивают в словосочетания и фразы. Причем на этом этапе нужно использовать знакомые школьнику слова (например, из «кота» и «дороги» получится «кот на дороге»).
Само упражнение на тренировку скорочтения довольно простое. На небольших листках бумаги выписывают по 1 слову – их то и предстоит читать ребенку. Причем желательно время от времени менять темп и количество букв.

 

Упражнения для первоклашек

Первый класс недаром считается наиболее сложным для ребенка – в этот период он адаптируется к непривычным условиям, учится дисциплине и коммуникации со сверстниками. Именно поэтому специалисты рекомендуют приступать к упражнениям для быстрого чтения лишь во втором полугодии, когда первые эмоции и впечатления немного улягутся, а у малыша появятся силы и энергия для дополнительных тренировок. Что касается методик, то чаще всего для этих целей используют:

♦ Автоматизированное чтение слогов
Для этого упражнения необходимо обзавестись слоговой таблицей. На каждом занятии первоклассник должен прочитывать хотя бы 1-2 строчки, постепенно ускоряясь. Это позволит научиться читать слова «автоматически» и натренировать артикуляционный аппарат (тогда не будет проблем с дикцией). Более того, данный метод позволяет ребенку приобрести орфографические навыки и повысить уровень грамотности.

♦ Хоровое чтение
Эта «разминка» помогает развить артикуляцию и подготовиться к более сложным заданиям. Для этого в начале каждого урока малыш должен прочитывать несколько фраз или скороговорок в среднем темпе (в параллель с родителями, учителями или одноклассниками).

♦ Комплекс заданий
Это упражнение состоит из нескольких частей. Для начала ребенок самостоятельно прочитывает незнакомый текст – по истечению минуты останавливается и отмечает место, до которого успел дойти. После небольшого отдыха чтение повторяется (с самого начала) и снова прерывается через 1 минуту. В большинстве случаев ребенку удается прочитать гораздо больше – это его радует и мотивирует продолжать занятия. Оставшуюся часть текста можно прочитать вместе.

♦ Задание «Буксир»
В этом упражнении роль «буксира» выполняет один из родителей, который задает не очень медленный, но и не слишком быстрый темп чтения и начинает вслух проговаривать текст. Через несколько предложений взрослый замолкает, но продолжает читать про себя. Еще через несколько фраз родитель снова произносит текст вслух. Это позволяет проверить, в каком темпе читал школьник и насколько он замедлился.

♦ Прыжок-остановка
Упражнение предназначено для развития зрительной памяти и тренировки внимания, оно также учит быстро ориентироваться в тексте. Для этого школьник начинает читать книгу, но по команде родителя закрывает глаза и делает короткий перерыв на 15 секунд. После этого ребенку необходимо быстро найти в тексте то место, где он остановился, и продолжить чтение.

♦ Половинка
Для этого упражнения-игры потребуется несколько листов А4. На них необходимо написать слова из 2-3 слогов (например, «собака», «мальчик», «чайник»), разрезать на карточки (например, на «маль» и «чик», «чай» и «ник») и перемешать. Ребенку остается лишь правильно подобрать подходящие слоги.

 

Особенные упражнения

Однако не стоит забывать, что скорость чтения напрямую зависит от умения ребенка концентрироваться, быстро ориентироваться в тексте, буквально «цепляться» взглядом за нужную строчку. Специальные упражнения помогут развить тот или иной навык (либо же избавиться от ненужных привычек).

 

Расширяем поле зрения

Для этих целей подойдет:

♦ Таблица Шульге.
Представляет собой квадрат с красными и черными цифрами, которые напечатаны вразнобой. Ребенку необходимо максимально быстро выстроить всю цепочку от 1 до 25, выбрав один из цветов. Уже через несколько повторений школьник начнет видеть боковым зрением и сможет читать быстрее.

♦ Клиновидная таблица.
Довольно необычное упражнение, в котором ребенку необходимо концентрироваться на верхних цифрах и проговаривать все числа вслух.

 

Подавляем регрессию

Из-за регрессии скорость чтения очень сильно падает, т.к. взгляд постоянно возвращается на прочитанную только что строку. Избавиться от столь нежелательного эффекта удается за счет:

♦ Использования указки. Для этих целей подойдет обычный карандаш, который будет двигаться только вперед – ребенок волей неволей будет следить за указателем и перестанет «отпрыгивать» назад.

♦ Использования закладки. Достаточно просто закрыть прочитанный текст небольшим кусочек бумаги – и малышу будет некуда возвращаться взглядом.

♦ Ежедневных «замеров». Чтобы мотивировать ребенка, нужно лишь каждый день высчитывать количество прочитанного текста. Стремясь улучшить свой результат, малыш будет стараться меньше повторять «пройденное».

 

Подавляем артикуляцию

♦ жужжать в процессе чтения (очень шумная, но эффективная техника «Шмель»);

♦ барабанить пальцами или ручкой по столу (темп при этом постепенно увеличивают);

♦ читать под музыку (концентрируясь на понимании текста);

♦ плотно сомкнуть губы и зажать рот ладошкой.

 

Задания для корректировки внимания и концентрации

Скорость осознанного чтения также зависит от внимания и умения концентрироваться. Развить эти навыки помогут следующие упражнения:

♦ составление коротких слов из одного большого (например, «лес, тост, вред» из «представительство»);

♦ поиск отличий в парных конструкциях (например, в «киса-лиса», «тон-ток» и прочих);

♦ чтение текста, напечатанного разными шрифтами (это не должно отвлекать ребенка);

♦ поиск перепутанных слов и возвращение их на законное место (например, во фразе «елочке маленькой зимой холодно»);

♦ выделение главной мысли текста после прочтения (или спорных моментов);

♦ чтение одним глазом (правым и левым попеременно);

♦ отгадывание шарад и ребусов.

 

Развитие антиципации

У большинства взрослых этот навык развит довольно хорошо. Он проявляется в угадывании слова, исходя из смысла текста. Ребенку развить подобное умение поможет чтение текста: вверх тормашками (желательно сначала прочитать его в «нормальном» виде); закрытого по краям линейкой или бумагой (ребенок будет вынужден подставить слово, подходящее по смыслу); в котором закрыта верхняя часть строки (видна только половина буквы).

 

Тренировка памяти

Что касается памяти, то существует множество упражнений для ее тренировки. Причем можно задействовать любой понравившийся текст или случайные слова:

♦ Визуальный диктант. Ребенок прочитывает текст целиком, после чего все фразы закрывают листом бумаги (остается лишь одно предложение). Школьнику предстоит за 10 секунд запомнить его и написать по памяти.

♦ Цепочка. Ребенок прочитывает 3-5 слов, относящихся к одной теме (например, «дом, комната, кровать, сон»). После этого он должен воспроизвести их в нужном порядке устно и записать на листе бумаги. Со временем цепочку можно продлить до 10-12 слов.

♦ Ремонт слов. Ребенку предстоит прочитать незнакомый для него текст, в котором есть слова с «потерянными» буквами. Ему необходимо понять их значение и заполнить пробелы.

 

Чтение в паре со взрослым

Не стоит забывать, что первокласснику бывает очень сложно привыкнуть к ежедневным занятиям. Поддержать его в этот момент – первостепенная задача родителей. Не заставляйте школьника читать в одиночестве, а составьте ему компанию. Так, в паре можно проработать следующие упражнения:

♦ совместное чтение (взрослый читает вслух, ребенок – про себя);

♦ эстафета (по аналогии с первым упражнением, но роли время от времени меняются);

♦ хвостик (взрослый и ребенок читают один и тот же текст с отставанием в 3-4 слова – чужой голос сбивает с мысли и заставляет лучше концентрироваться на прочитанном).

 

Книги, тренирующие скорочтение у детей

К сожалению, не все родители обладают задатками «домашнего педагога». В таких случаях стоит воспользоваться специализированной литературой:

♦ «Скорочтение для детей» от Абдулова Г.
Сборник заданий, предназначенных для развития памяти и концентрации внимания, а также повышения скорости чтения. Все упражнения дополняются правилами их выполнения, а в конце книги есть «Дневник успехов».

♦ «Скорочтение для детей» от Ахмадуллин Ш.
Сборник теории и практических упражнений, направленных на повышение темпа чтения у школьников в возрасте 6-17 лет. Автор гарантирует, что первых результатов можно ожидать уже спустя 10 дней регулярных занятий (по 60 минут).

♦ «Обучение детей скорочтению» от Ахмадуллин Ш.
Несколько пособий в наборе. Сюда входят специальные карточки, рабочие тетради, программа и дневник успеха.

Таким образом, каждый родитель может помочь своему ребенку освоить навык беглого чтения. Все что нужно – это приложить немного усердия и регулярно выполнять вышеперечисленные упражнения. Уже через несколько недель первоклассник сможет бегло читать, повысит успеваемость в школе и начнет получать удовольствие от внеклассного чтения.

Похожие статьи

Как перейти на домашнее обучение Новости образования Как легко влиться в новый коллектив. Советы родителям Готовимся к школе Какой иностранный язык выбрать для ребенка? Это пригодится