Возрастные особенности обучения младших школьников

Воспитание

Младший школьный возраст охватывает период с 6 до 11 лет, т.е. подразумевает учащихся 1-4 начальных классов. Эти границы обусловлены психическим развитием ребенка, а также его уровнем социализации. Родителям следует понимать и принимать во внимание этот показатель и учитывать возрастные особенности обучения детей начальных классов.

Начало учебной деятельности

Начало обучения подразумевает переход от игровой к учебной деятельности, который сопровождается психологической перестройкой. С первых дней в школе ребенок вынужден придерживаться определенных социальных норм поведения и ориентироваться на слова и поступки учителя.
В самом начале обучения дети все еще работают с наглядными образцами, но постепенно осваивают словесно-логическое мышление. А уже в конце 4 класса между школьниками становятся очевидны индивидуальные различия. Так, психологи выделяют несколько групп:

  • теоретики (мыслители) – лучше справляются с решением задач в словесном плане;
  • практики – нуждаются в опоре, которой может стать практическое действие или наглядный опыт/эксперимент;
  • художники – обладают ярко выраженным образным мышлением.

При этом ребенок может относиться к одной или нескольким группам

Также при общении со школьником следует учитывать следующие возрастные особенности обучения начальных классов:

  • ребенок младшего школьного возраста обладает недостаточно дифференцированным восприятием. Поэтому может путать схожие по написанию цифры и буквы (например, Я и R или 6 и 9);
  • ребенок не может концентрироваться на мелких предметах. Он лучше воспринимает «бросающиеся» в глаза свойства предметов (например, цвет, форму или размер);
  • ребенок только формирует для себя научные понятия, а потому при решении задач ориентируется больше на внешние, более наглядные признаки предмета (со временем он сможет быстрее распознавать внутренние свойства).

Если «переложить» эти особенности на восприятие одной и той же картины, то в разном возрасте ребенок будет:

  • перечислять предметы – с 2 до 5 лет;
  • описывать картину в свободной форме – с 6 до 9 лет;
  • интерпретировать увиденное и строить предположения касательно задумки автора – с 9 лет.

Детям легче воспринимать информацию в игровой форме

Дети младшего школьного возраста все еще воспринимают и запоминают информацию, преподнесенную в игровой форме, т.е. ту, которая вызвала у них живой интерес. Но в отличие от дошкольников, ученики 1-2 классов уже могут концентрироваться на более значимых моментах и запоминать даже не самый «захватывающий» материал.
В этот период необходимо развивать произвольную память ребенка, который изначально пользуется преимущественно механической памятью. Но если школьник и дальше будет «зазубривать» учебные тексты, то при увеличении объема и повышении сложности подаваемого материала, возникнут серьезные трудности (из-за отсутствия понимания информации). Смысловая память, в свою очередь, дает множество мнемонических приемов, как то деление большого параграфа на части, конспектирование, составление плана главы.

Мотивы обучения ребенка

Еще одна вещь, без которой дети младшего школьного возраста не смогут продвинуться в обучении – мотив. Чаще всего в этом качестве выступает шанс получить высокую оценку, заслужить похвалу учителя или родителей. Но существуют и другие мотивы, которые условно можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы

  1. Познавательные мотивы, напрямую связаны с учебной деятельности. Речь идет о желании ребенка получить знания, решить сложную задачу или овладеть способами самостоятельного обучения.
  2. Социальные мотивы, которые не связаны с учебой, но заставляют ребенка тянуться к знаниям. Так, он может хотеть быть грамотным, успешным, полезным для общества, знаменитым. В этом случае школьником движет тяга к похвале и доброжелательным взаимоотношениям с окружающими людьми (одноклассниками, учителями, родственниками).

Согласно статистике, у детей  с высокой успеваемостью доминирует мотивация достижения успеха. Им действительно важно получать хорошие оценки, правильно и вовремя выполнять задания, справляться со сложными задачками.

Внешние мотивы

К внешним мотивам относят награду за хорошие оценки (например, дополнительный час игры на компьютере или карманные деньги). Здесь для ребенка знания неважны.
Школьные оценки оказывают большое влияние и на самооценку ребенка. Так, школьник может «проникнуться» мнением учителя и записать себя в категорию «двоечников». В результате этого, он тут же приписывает себе соответствующие качества и теряет мотивацию к обучению. А зачем, если он все равно получит два?

Формирование нравственных и социальных качеств

Дети начальных классов все еще не сформированы как личность, а потому продолжают адаптироваться к окружающему их миру и буквально «впитывают» в себя информацию о правилах и нормах поведения. Так, ребенку приходится согласовывать свои действия с требованиями и ожиданиями учителей, родителей, друзей, одноклассников. Чем шире круг общения и интересов школьника, тем быстрее у него формируется собственное «кредо», которого он придерживается в подростковом возрасте. На формирование нравственных ценностей также могут повлиять:

  • телевизионные передачи и интернет;
  • книги и журналы;
  • беседы с друзьями.

Что касается социальных качеств, то в школе существует четкая и довольно развернутая система моральных ценностей. Постепенно ребенок осваивает новые для него критерии и начинает оценивать себя и окружающих. И если раньше одноклассники представлялись ему как «товарищи, с которыми можно поиграть на перемене», то теперь каждый из них получает определенный статус: отличник/хорошист/двоечник, активный/пассивный, прилежный ученик/хулиган.

Таким образом, именно в младших классах закладывается прочная основа для формирования личности. Дети осознают себя как отдельную единицу, находят свои мотивы для обучения, адаптируются к социальным нормам и постепенно вливаются в коллектив. И если ни учителя, ни родители не «передавят», не помешают этому процессу, по окончанию 4 класса ребенок станет полноценным членом общества – с собственными взглядами, интересами и суждениями.