Химия 9 класс темы уроков

Готовимся к школе

Периодическая таблица и её законы

Сначала надо сформировать общие представления о различных веществах и простейших элементах, которые встречаются в природе. В темы уроков по химии за 9 класс входит изучение Периодической системы. Можно выделить следующие темы. 

      • Классификации элементов до Менделеева и создание Периодической таблицы. Здесь надо подробнее изучить системы Дёберейнера, Шанкурту, Ньюлендса, Мейера и их недостатки. Также рассказывают об открытии Периодического закона с акцентом на том, что ранее таблица включала гораздо меньше элементов.
      • Структура и роль таблицы Менделеева. Разобрать длинную и короткую форму записи Периодической системы. Периоды и группы элементов. Характеристика отдельного элемента: его символ, атомная масса и порядковый номер. Основная роль таблицы – предсказание свойств неоткрытых веществ.
      • Изменение представлений о строении атома. Здесь важнее сосредоточиться на том, как именно были рождены те или иные идеи, а также на опытах, которые проводили учёные. Остановиться на открытиях Демокрита, Дальтона, Томсона, Резерфорда и Нильса Бора.
      • Состав атомных ядер. Получение и применение изотопов. Различия в строении атомов по положению элементов в Периодической таблице.


Химическая связь и реакции

Данный раздел является фундаментом для изучения превращений веществ. На химии в 9 классе в темы уроков включён разбор химических связей элементов. Можно выделить такие этапы для освоения материала:

      • Ионная связь. Здесь же для начала рекомендуется пройти природу и причину всех химических связей. Затем изучают саму ионную связь и формирование катионов и анионов.
      • Ковалентная связь. Разобрать, как создаются химические связи между одинаковыми атомами неметаллов. Привести примеры.
      • Ковалентная полярная связь. Разобрать, как создаются химические связи между разными атомами неметаллов. Привести примеры.
      • Металлическая связь. Формирование металлических решёток. Сделать акцент на наличии в такой решётке свободных ионов и электронов, которые придают металлам некоторые их свойства.
      • Водородная связь. Формирование и роль водородных связей в природе.

В качестве заключения можно разобрать примеры создания веществ с различными видами связи, а также то, как меняется электроотрицательность элементов в Периодической системе. Рассматривают физические свойства соединений с различными видами связи.

Далее переходят непосредственно к изучению химических реакций. Начинать надо с освоения такого явления, как электролитическая диссоциация. Рассматривают свойства электролитов, электролитическую диссоциацию кислот. После чего необходимо изучить виды химических реакций, их скорость и то, что влияет на быстроту протекания реакции.

Затем переходят к реакциям ионного обмена. Осваивают условия, при которых ионный обмен происходит до конца (без образования свободных ионов), то есть с образованием осадка, газа или вещества с низкой диссоциацией. В качестве закрепления материала решают уравнения на ионный обмен.

Окислительно-восстановительные реакции

Теперь можно переходить к изучению окислительно-восстановительных реакций (ОВР). Эти знания дадут понимание, как вещества превращаются друг в друга, а также раскроют материальное единство мира. В данной теме уроков по химии за 9 класс рассматривают:

      • Научное становление понятий о восстановлении и окислении. Научная деятельность Лавуазье и его открытия. Противоречия в теории Лавуазье и современное представление об окислительно-восстановительных реакциях.
      •  Окисление и восстановление. Переход электронов от восстановителя к окислителю. Электронный баланс.
      •  Степень окисления. Сущность и нахождение степени окисления.
      •  Окислительно-восстановительные реакции. При изучении материала надо сделать акцент на отличии ОВР от ионного обмена.
      •  Решение уравнений по восстановлению и окислению. В качестве закрепления материала ученики решают задачи на окислительно-восстановительные реакции.


Химия металлов

Это важнейший раздел, раскрывающий современную промышленность, основанную во многом на использовании цветных и чёрных металлов. В данной теме проходят следующие уроки:

      • Общие свойства металлов и их реакции с кислородом, серой, кислотами, солями и галогенами. Формирование металлической связи и её влияние на свойства металла.
      • Распространение металлов по Периодической таблице и изменение их свойств в зависимости от положения.
      • Элементы подгруппы A 1 группы и подгруппы A 2 группы. Свойства простых элементов и их соединений в составе оксидов, гидроксидов и солей.
      • Жесткость воды. Временная и постоянная жёсткость. Измерение жёсткости и её влияние на организм.
      • Алюминий. Свойства простого элемента и алюминиевых оксидов и гидроксидов. Использование алюминия в строительной, авиационной, автомобильной промышленности.
      • Железо. Свойства простого железа, а также его соединений в составе оксидов и гидроксидов. Соединение железа с углеродом, производство стали и чугуна.
      • Металлургия. История металлообработки. Изменение характеристик при добавлении к железу различных элементов. Виды стали, их получение и применение.
      • Выяснение массы металла, которую можно получить из руды с различными примесями.

Химия неметаллов

Изучение современного мира с сильно развитой химической промышленностью было бы немыслимо без исследования неметаллов. На данном этапе проходят следующие темы:

      • Особенности устройства атомов неметаллов. Расположение неметаллов в Периодической таблице. Изменение свойств по группам. Особенности A подгруппы 8 группы.
      • Галогены: фтор,  хлор,  бром,  йод  и  астат. Свойства простых элементов и соединений.
      • Сера. Особенности элемента и его химических свойств. Аллотропные модификации серы. Сероводород, оксиды серы и её соли. Кислородосодержащие соединения серы со степенями окисления +4 и +6.
      • Азот и его соединения. Проходят свойства простого вещества, а также оксидов азота, аммиака, аммония и азотной кислоты. При изучении темы делается акцент на получении сложных веществ и их применении в промышленности.
      •  Фосфор. Добыча фосфора и его аллотропные модификации. Изучают свойства простого вещества, а также его соединений в составе солей.
      •  Углерод. Здесь проходят лишь неорганические соединения, так как органические выведены в отдельный раздел. Изучают оксиды углерода, карбонаты и гидрокарбонаты, угольную кислоту.
      •  Кремний. Свойства простого элемента. Соединения кремния в природе. Силикатные породы, их добыча и применение в строительстве. Искусственные силикаты, производство и использование.

Органические вещества

Органические вещества

Органические соединения – основа жизни, поэтому их изучение поможет понять функционирование человеческого организма. Данный раздел в 9 классе довольно ограничен, так как более глубокое прохождение идёт в 10 классе. Темы уроков:

      • Особенности органических веществ.
      • Углеводороды. Химическое строение, их добыча и применение.
      • Органические соединения с участием кислорода. Спирты, карбоновые кислоты и карбонильные соединения.
      • Жиры. Химическое строение, их распространение в живой и неживой природе. Получение и применение. 
      • Углеводы. Химическое строение, где встречаются в живой и неживой природе. Получение и применение.
      • Органические соединения азота. Производство и применение аминов.
      • Белки и аминокислоты. Распространение в живой и неживой природе. Получение и применение.

Заключение

Химию нужно изучать для понимания материалистического научного взгляда на окружающий мир. Эти знания дадут представление о современных веществах, которые все люди используют в быту и на работе. Данные уроки помогут понять, как физические свойства материалов зависят от их атомного строения и химического состава. Кроме того, на уроках выясняется, как современная промышленность опирается на химию.

Похожие статьи

Зачем нужны дополнительные занятия по математике за 5 класс? Готовимся к школе Биология 6 класс темы уроков Готовимся к школе Математика 6 класс темы уроков Готовимся к школе