Урок 2 Бесплатно Запись и чтение натуральных чисел
Прочтение натуральных чисел
Сейчас поговорим про особенности записи натуральных чисел: цифры, разряды, классы.
Определение: цифра - знак, используемый для обозначения чисел.
Мы пользуемся арабскими цифрами, их всего 10: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Запись чисел с помощью арабских цифр называют десятичной.
Разряд, если говорить простым языком, это место, на котором стоит цифра.
От того, в каком разряде стоит цифра, она будет иметь разные значения.
Разряды нумеруются справа налево: 1-й, 2-й и т. д.
Им также даются названия в зависимости от того, какому значению они соответствуют. Так, например, первый разряд еще называют разрядом единиц.
В самом деле, цифра, стоящая в нем, показывает число единиц в числе.
Аналогично, цифра в разряде десятков (второй разряд) будет показывать число десятков в числе.
Посмотрим на число 367.
В разряде единиц (первом) стоит 7, значит, в числе 7 единиц.
В разряде десятков (втором) стоит 6, значит, в числе 6 десятков.
В разряд сотен (третьем) стоит 3, значит в числе 3 сотни.
Проверим, что такая запись действительно соответствует нашему числу:
\(\mathbf{3\cdot100+6\cdot10+7\cdot1=300+60+7=367}\)
Числа, запись которых состоит только из одной цифры, называют однозначными. Примеры: 7, 2
Всего однозначных чисел может быть только 10, так как всего 10 цифр. Кстати, натуральными будут только 9 из них, так как 0 не является натуральным.
Аналогично двузначными числами называют такие, чья запись использует два знака (цифры), трехзначные- три цифры и так далее.
Числа, для записи которых используется больше одного знака, называют многозначными.
0 показывает отсутствие единиц данного разряда.
Таким образом, читая число 205, мы понимаем, что оно содержит в себе две сотни, ни одного десятка и 5 единиц.
Вы наверняка замечали в различных калькуляторах, что запись числа для удобства чтения разбивают на группы по 3 цифры.
Такие группы называют классами.
Классы так же, как и разряды, нумеруют справа налево.
Первый класс (первые три цифры) называют классом единиц, второй класс (следующие три цифры), называют классом тысяч и так далее.
Понимать классы можно точно также, как и разряды, каково число в классе, столько будет единиц соответствующего класса.
Например, имеем число 123 456 789
В классе единиц 789, значит число содержит 789 единиц.
В классе тысяч 456,значит число содержит 456 тысяч.
В классе миллионов 123, значит число содержит 123 миллиона.
Проверим, что такая запись соответствует числу:
\(\mathbf{123\cdot1 000 000 +456\cdot1 000+789\cdot1=123 000 000 + 456 000 +789=123 456 789}\)
Тысячи иногда записывают обозначение “тыс.”, запись “23 тыс.” обозначает 23 000
Миллион- это тысяча тысяч, его сокращение “млн”, запись “40 млн” обозначает 40 000 000
Миллиард- тысяча миллионов, обозначение “млрд”, “1 млрд” обозначает 1 000 000 000
Распишем подробно запись числа 26 490 103 397
Читая такое число, мы прочитываем содержимое класса, говоря потом его название (за исключение класса единиц):
26 миллиардов 490 миллионов 103 тысячи 397
Подробно про то, как записывать числительные правильно и грамотно, вам расскажут в курсе русского языка.
Разложение чисел на разряды
Если говорить про разряды, то имеет смысл разобрать такое понятие, как разложение числа на разряды (разрядные слагаемые).
В данном случае проще будет сначала дать примеры, а затем описать понятие.
Разложим на разряды число 1234:
\(\mathbf{1234=1000+200+30+4}\)
Разложим на разряды число 2 083 604:
\(\mathbf{2 083 604=2 000 000 + 80 000 + 3 000+600+4}\)
Как вы поняли, слева от знака равенства стоит само число, справа - разрядные слагаемые.
Таким образом, мы видим, что разложение на разрядные слагаемые представляет из себя сумму, равную числу, причем каждое слагаемое является произведением значения определенного разряда и единицы разряда.
В первом примере мы видим, что первое слагаемое представляет из себя единицу, умноженную на тысячу, так как единица стоит в разряде тысяч.
Второе слагаемое равно 2-м, умноженным на 100, так как двойка стоит в разряде сотен.
И так далее, со вторым числом аналогично.
Слагаемые, соответствующие разрядам, в которых стоят нули, можно было бы писать, но они сами равны нулю, поэтому их не пишут.
Дополнительная информация
В прошлый раз мы рассказали о том, что древние люди пытались работать с числами, даже не умея их записывать.
Мы знаем, что еще недавно много измерений длины были связаны с параметрами человеческого тела.
Точно также части тела могли выступать в роли числительных, например “2 руки” могло означать 10.
Римские цифры начинались с древних шумер, которые использовали один символ для единицы, другой для 10-ти.
Эти символы они писали на глиняных табличках.
В Греческой системе уже были отдельные символы для 5, 100, 1000 и других чисел.
Привычная нам арабская система была придумана не арабами.
Арабы взяли ее у Индийцев и упростили символы.
И это все было лишь самое начало математики.
В следующих уроках мы продолжим рассказывать про некоторые моменты из истории математики.