ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Бесплатно Лермонтов Михаил
Юмор
Внимание! Это видео содержит вольный юмористический пересказ произведения ведущим, это не точное изложение литературного произведения, просим это учесть!
Более точную информацию вы сможете получить, прочитав конспект этого урока сразу после видео.
Автор
«Герой нашего времени» - это роман.
Михаил Юрьевич Лермонтов работал над ним два года и закончил в 1838 году. Позже автор написал предисловие к роману, так как у читателей возникало множество негативных вопросов.
Лермонтов написал, что главный герой романа считается «героем» в кавычках, так как в нем собраны все пороки того времени. Роман не имеет единого сюжета и представляет из себя сборник историй из жизни Григория Печорина.
Главные герои
Печорин Григорий Александрович – главный герой, офицер царской армии. Красивый молодой человек.
Бэла – дочь черкесского князя.
Мери (княжна Лиговская) – знатная девушка.
Максим Максимыч – офицер царской армии (в чине штабс-капитана). Добрый и честный человек, начальник Печорина.
Азамат – черкесский княжич, брат Бэлы.
Казбич – молодой черкес, хозяин коня по имени Карагёз.
Грушницкий – (имя не упоминается) молодой юнкер, друг Печорина.
Вера – бывшая возлюбленная Печорина.
Ундина – контрабандистка, юная девушка.
Слепой мальчик – друг Ундины.
Вернер – доктор.
Вулич – офицер, серб по национальности.
Сюжет
Максим Максимович рассказывает своему приятелю истории из жизни Печорина. Первая из них называется «Бэла».
Григорий Печорин приехал на службу в военную крепость, где Максимыч был комендантом. Печорину скучно и Максимыч приглашает его на свадьбу старшей дочери черкесского князя. Там Печорин знакомится с младшей дочерью по имени Бэла. А затем узнает, что брат девушки Азамат очень хочет заполучить красивого коня по имени Карагёз. Но хозяин коня Казбич наотрез отказывается продавать его. Тогда Печорин предлагает Азамату сделку: он крадет свою сестру и доставляет ее в крепость, а Печорин заботится о том, чтобы Казбич отвлекся, чтобы Азамат смог увести коня. Сделка состоялась. Азамат смог украсть и коня, и свою сестру. Так Бэла оказалась во власти Печорина. Однако очень быстро девушка наскучила любвеобильному офицеру.
В это время Казбич начинает мстить за кражу Карагёза и убивает черкесского князя, а позже приходит и за жизнью Бэлы. Воспользовавшись тем, что в крепости кроме нее никого не было он убивает черкесскую княжну кинжалом.
Следующая история называется «Тамань». Печорин приезжает в приморский город и останавливается на ночлег в домике у берега моря. Хозяйки не было дома и дверь открыл слепой мальчик- сирота, которого она воспитывала. Бессонной ночью Печорин заметил, что мальчик пошел к берегу и решил проследить за ним. На берегу мальчик встретился с девушкой Ундиной (так прозвал ее сам Печорин, настоящее имя девочки не упоминается). На берегу они приняли груз от парня Янко. Это была контрабанда – незаконное перемещение товара через границу.
Утром Григорий допросил мальчика, но тот всё отрицал и делал вид, что ничего не было, однако сообщил о Печорине своей подруге. Ундина решила действовать и предложила Печорину ночное свидание на лодке. Как только они отправились кататься на лодке, Ундина попыталась сбросить Печорина в море, избавиться от свидетеля. Однако Печорин был сильнее девушки и Ундина сама оказалась в воде. Но она хорошо плавала и поэтому не погибла.
Утром Печорин уехал.
История «Княжна Мэри» происходит в Пятигорске, где Печорин находится на лечении от ранения. Минеральная вода, горный воздух и фрукты – хорошее лекарство. Там он случайно встречает давнего приятеля Грушницкого, который указывает ему на двух гуляющих дам – это княгиня Лиговская и ее дочь Мэри. Грушницкий влюблен в Мэри, но только издали, так как им пока не удалось представиться друг другу.
Печорину смешно от сердечных терзаний приятеля, и он решает влюбить в себя Мэри. Но действует весьма нетрадиционным способом. Он игнорирует ее, устраивает карточные игры с поклонниками Мэри, веселит и шутит, отвлекая внимание на себя. А в ковровой лавке, где Мэри выбирала ковер, добавил 40 рублей сверху и перекупил именно тот, который Мэри мечтала постелить в своей комнате.
Мэри сильно раздражалась, но именно этого Печорин и добивался. Позже Грушницкому и Печорину удалось попасть в дом Лиговских на прием. Печорин танцевал с Мэри и в один момент отогнал от нее нетрезвого офицера, этот поступок понравился Мэри, и она решила, что Печорин не так уж и плох. Грушницкий продолжал ухаживать за княжной, но вскоре понял, что он ее не интересует, так как она оказывает знаки внимания Печорину.
В этот момент в Пятигорск приезжает бывшая возлюбленная Печорина по имени Вера. Она больна. Её муж является родственником Лиговских. Вера тоже начинает оказывать Печорину знаки внимания, вспомнив их прошлый роман. Таким образом сразу две молодые женщины претендуют на сердце Печорина, но ни одной из них он не собирается его отдавать.
Грушницкий взбешен выходками Печорина. Его друзья подстрекают его вызвать Григория на дуэль, чтобы припугнуть его, поскольку пули в пистолеты заряжать не собираются. Но Печорин узнает об их планах и хочет внести в них коррективы. Он соглашается на дуэль.
Вернер – доктор и секундант Печорина сообщает, что планы поменялись и Грушницкий хочет зарядить свой пистолет, в то время как пистолет Печорина останется холостым. Это не пугает Григория, потому что он знает, как поступить.
На рассвете все собираются на дуэль у обрыва. Грушницкий стреляет первым, но промахивается едва, ранив колено Печорина. Григорий смотрит свой пистолет и заявляет, что его забыли зарядить. Секунданты по правилам дуэли перезаряжают оружие. Печорин стреляет в Грушницкого и убивает его.
Вера, узнав о дуэли сильно переживает, и ревнивый муж увозит ее в другой город.
Мать Мэри предлагает Печорину жениться на ее дочери, но тот отказывается и уезжает.
Последняя история «Фаталист» повествует о том, что Печорин по делам службы оказался в казачьей станице. В компании нетрезвых казаков происходит философский разговор на тему судьбы. Человек волен сам выбирать себе жизнь или его судьба «предопределена свыше», как считают фаталисты? Один из офицеров по имени Вулич утверждает, что если не суждено умереть сегодня, то даже пуля не убьет. В доказательство своих слов, Вулич стреляет себе в висок, но пистолет дает осечку.
Печорин утверждает, что сегодняшний день последний в жизни Вулича, потому что он увидел это на его лице. Так и получилось. Вулича той же ночью случайно убил пьяный казак, зарубив его шашкой. Казаки хотят поймать убийцу, но тот забаррикадировался в доме и никого не подпускает. Печорин отважно влезает в окно и помогает скрутить невменяемого буяна.
Цитаты
«Женщины, женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков…» (Грушницкий)
«Любившая раз тебя, не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства, никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.» (Вера)
«.. Ей хочется говорить со мною, ей мешают, — ей захочется вдвое более.» (Печорин)
«Радости забываются, а печали никогда.» (Печорин)
«И если б все люди побольше рассуждали, то убедились бы, что жизнь не стоит того, чтоб об ней так сильно заботиться.» (Печорин)
«Беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство — истинная бесконечная страсть.» (Печорин)
«Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.» (Печорин)
«Натура— дура,
Судьба — индейка,
А жизнь— копейка.» (секундант Грушницкого)
Выводы
Печорин молодой повеса, который живет без правил и границ. Он не церемонится с друзьями и тем более с женщинами. Он не воспринимает смерть всерьез. Многие пострадали из-за необдуманных действий Печорина, многие погибли. Но создается впечатление, что Печорина это никак не огорчает и он просто идет дальше. Лермонтов не зря написал предисловие к роману и предупредил зрителя, что им предстоит ознакомиться с таким персонажем, который, скорее всего, не вызовет у них положительного мнения. Печорин одинок и любыми способами хочет избавить себя от скуки, даже если эти способы слишком жестоки. Этот роман скорее жизненная инструкция о том, как не следует поступать.