БАРЫШНЯ - КРЕСТЬЯНКА Бесплатно Пушкин Александр
Юмор
Внимание! Это видео содержит вольный юмористический пересказ произведения ведущим, это не точное изложение литературного произведения, просим это учесть!
Более точную информацию вы сможете получить, прочитав конспект этого урока сразу после видео.
Автор
«Барышня-крестьянка» - это повесть, которую можно прочитать за один вечер. Александр Сергеевич Пушкин написал её, отдыхая в своем любимом месте в селе Болдино. Повесть была написана осенью 1830года и включена в цикл «Повести Белкина». Эту повесть можно назвать комедийной, поскольку автор использует художественный прием масок и переодеваний, который любил применять Шекспир в своих комедиях.
Главные герои
Лиза Муромская – главная героиня повести, 17 лет, дочь Григория Ивановича. Веселая, озорная барышня, которая переодевалась крестьянкой.
Алексей Берестов – молодой человек, сын Ивана Петровича, полюбил Лизу в образе крестьянки Акулины.
Григорий Иванович Муромский – барин, любитель всего английского, вдовец, отец Лизы.
Иван Петрович Берестов – барин, вдовец, владелец суконной фабрики, отец Алексея.
Настя – крепостная девушка, служанка Лизы.
Сюжет
Иван Петрович Берестов живет в имении в деревне Тугилово. Он владеет суконной фабрикой и грамотно распоряжается своими финансами.
Григорий Иванович Муромский живет по соседству в деревне Прилучино. Он когда-то промотал состояние, деньги не экономит, возделывает земли «на английский манер», одевает обслуживающий персонал по английской моде.
Берестов и Муромский друг друга не любят, не общаются и тихо враждуют, не разделяя взглядов друг друга.
У Муромского есть дочь Лиза. А к Берестову приехал сын Алексей, который закончил учебу. По округе понеслись слухи, что Алексей удивительно хорош собой и очень интересный молодой человек. Лиза заинтересовалась новым соседом, но не знала, как с ним познакомиться, ведь их родители не дружат.
Служанка Настя собралась на именины повара, который работает у Берестовых и обещала барышне посмотреть на Алексея и рассказать каков он. Лиза с нетерпением ждала возвращения Насти. Когда служанка вернулась она подтвердила, что барин действительно хорош, веселый и играл с крестьянками в горелки (догонялки).
Тогда Лизе приходит шальная мысль – а что если переодеться крестьянкой и в таком виде познакомиться с Алексеем? Так она и сделала. По меркам Лизы был сшит сарафан, сплетены лапти. Настя проинструктировала барышню по технике речи, чтобы она не выдала своего происхождения и образования. Спустя несколько дней Лиза переоделась в крестьянский вид, взяла лукошко и отправилась в лес, где Алексей по утрам предпочитал охотиться.
При встрече Берестов-младший принял Лизу за крестьянку, она назвалась Акулиной – дочерью кузнеца. Лиза очень понравилась Алексею, и он влюбился в нее. Лиза ответила взаимностью, но вела себя скромно и никак не выдавала своё истинное лицо.
Каждое утро Лиза шла в лес в крестьянском виде и встречалась с Алексеем.
Однажды, Григорий Муромский упал с лошади во время конной прогулки. Пострадавшего соседа заметил Иван Петрович Берестов и пригласил его в свой дом оправиться от травмы. Мужчины разговорились и нашли много общего для разговора, а в последствии подружились. Муромский приглашает Берестова с сыном в гости.
Лиза взволнована, она боится, что Алексей ее узнает. Тогда она вновь решает переодеться, но не в крестьянку, а в более вздорную барышню. Она берет у своей гувернантки белила (пудру) и уголь для бровей. Густо красится, делает высокую прическу, меняет голос. В таком виде Алексей ее не узнал, более того она ему сильно не понравилась. Отец Лизы принял эту выходку за шутку и от души веселился новому образу Лизы.
Прошло несколько месяцев, а Алексей продолжал встречаться с Лизой в образе Акулины. Он «выучил» ее грамоте, хотя она умела писать и говорить на нескольких языках, просто не раскрывала этого. Они переписывались благодаря записочкам, которые оставляли в дупле дерева.
Отцы решили поженить своих детей и Берестов-старший объявил эту новость своему сыну. Алексей был очень против, ведь он любит Акулину. Иван Петрович обещает оставить сына без наследства, если тот не женится на дочери Муромского. Алексей сильно опечален, но не собирается отказываться от крестьянки. Он пишет ей письмо о том, что его лишат наследства и им придется жить не сладко.
В подавленном настроении Алексей едет в дом к Муромским, чтобы лично поговорить с отцом Лизы о том, что он не может жениться на Лизе, так как любит Акулину. Но барина дома не оказалась. Алексей видит Лизу, которая читает его письмо, адресованное Акулине и сразу же понимает, что Лиза и есть его возлюбленная Акулина, только не крестьянка, а барышня. Счастливый Алексей целует руки Лизе и в таком виде их застает вернувшийся отец Григорий Иванович. Он благословляет детей на венчание.
Цитаты
«Куда нам по-английски разоряться! Были бы мы по-русски хоть сыты.» (Иван Берестов)
«В столицах женщины получают может быть, лучшее образование; но навык света скоро сглаживает характер и делает души столь же однообразными, как и головные уборы» (автор о провинциальных барышнях)
«Мой Алексей был уже влюблен без памяти, и Лиза была не равнодушнее, хотя и молчаливее его.» (автор)
«Возвратясь в гостиную, они уселись втроем: старики вспомнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей размышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. Он решил, что холодная рассеянность во всяком случае всего приличнее и вследствие сего приготовился» (автор об Алексее)
«День, ни свет, ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом еще спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. Трофим, проходя перед Настей, отдал ей маленькие пестрые лапти и получил от нее полтину в награждение. Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шепотом дала Насте свои наставления касательно мисс Жаксон, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле.» (автор)
Выводы
Пушкин иллюстрирует историю с хорошим концом, повернув шекспировский сюжет о Ромео и Джульетте в комедийный жанр. Это история о любви перед которой меркнут все условности. Алексей был готов сломать все стереотипы и жениться на крестьянке, хотя в то время это было неслыханно и безрассудно. Автор раскрывает проблему социальных предрассудков и призывает зрителя слушать свое сердце.