Тест ЕГЭ Биология 11 класс Получить доступ за 75 баллов Вирусы

Вирусы – особая форма жизни

Вирусы- мельчайшие микроорганизмы, совершенно не похожие на другие формы жизни.

Несмотря на свои крохотные размеры, они являются чрезвычайно опасными для всего живого и могут стать оружием более страшным, чем атомная бомба.

Вирусы являются неклеточной формой жизни, паразитируют внутри клеток других организмов.

Обнаружены вирусы были во второй половине XIX века при изучении ряда болезней животных и растений, имевших непонятную на тот момент природу.

По всем признакам заболевания от одного организма к другому переносились возбудителями, однако увидеть их в световой микроскоп, даже самый мощный на тот момент, никак не удавалось.

К таким заболеваниям относились оспа, грипп, бешенство, корь, чума собак, свиней и другие заболевания, над которыми на тот момент ломали головы ученые всего мира.

Долгие поиски возбудителей болезней оставались безрезультатными, пока в 1892 году русский ученый Д. И. Ивановский не сделал удивительное открытие, доказав существование разносчиков инфекции более мелких, чем все известные бактерии.

Для этого он использовал специальные фильтры с мельчайшими ячейками, через которые даже самая мелкая бактерия пройти не может. Д.Ивановский установил, что возбудитель мозаичной болезни табака без проблем просачивается с водой через такой фильтр.

Значит, он намного меньше хорошо изученных на тот момент бактерий.

Последующие исследования ученых позволили выявить и детально описать свыше 6 тыс. различных вирусов. Эти микроорганизмы присутствуют на нашей планете абсолютно везде и являются возбудителями четверти всех известных заболеваний.

Всем знакомо заболевание ОРВИ,  его вызывают различные вирусы при попадании в органы дыхания.

Когда столкнетесь с ОРВИ, помните, что:

• ваш организм сам победит инфекцию за несколько дней, а вы ему можете только помочь, принимая витамин С и препараты, стимулирующие иммунитет
  • лекарства не убивают сам вирус, а употребляются только для устранения неприятных симптомов заболевания и для стимулирования иммунитета
  • антибиотики применять при ОРВИ совершенно бессмысленно, так как они уничтожают бактерии, а не вирусы

Победив вирус, ваш иммунитет приобретает к нему стойкий иммунитет на всю жизнь.

Но возможно повторно заболеть ОРВИ уже из за новых вирусов, которых на сегодняшний день известно более трехсот.

Теоретически, переболев каждым из них, вы сможете забыть об ОРВИ навсегда, однако хватит ли вам для этого всей жизни?

Строение вируса

Вирусы, в отличие от остальных микроорганизмов, имеют неклеточное строение.

Вирусы не могут жить и размножаться без клетки- хозяина.

Вирусы очень маленькие. Самые крупные из них не превышают размеров мельчайшей бактерии, а самые мелкие сравнимы с крупной молекулой.

Вирусы являются носителем генетического материала.

Вирусы состоят из:

• нуклеиновой кислоты- ДНК или РНК
  • капсида и суперкапсида - это защитная оболочка вируса

Капсид- внешняя оболочка вируса, состоящая из белков.

Суперкапсид- дополнительная оболочка, покрывающая капсид многих вирусов. Суперкапсид построен из мембраны клетки- хозяина. Это своеобразная маскировка для вируса.

Вирусы очень избирательны и не могут поражать любые клетки, с которыми соприкасаются.

Например, возбудитель гепатита может размножаться только в клетках печени, а вирус бешенства – только в клетках центральной нервной системы.

По этой причине вирусные заболевания растений не страшны для человека, а инфекции людей не передаются растениям и насекомым.

Формы вирусов:

• шарообразные (вирус гриппа)

44

• палочкообразные (вирус табачной мозаики)

44

• кубовидные (вирус оспы)

44

• многоугольные (вставить рисунок), а также нитевидные вирусы

Не живые и не мертвые

Вирусы – живые микроорганизмы, так как:

• могут размножаться, воспроизводя себе подобных
  • являются носителями генетической информации
  • способны мутировать (обладают изменчивостью)
  • эволюционируют и приспосабливаются к внешней среде

Вирусы нельзя считать полноценными живыми организмами, так как они:

• не растут
  • не имеют клеточного строения
  • не могут жить без клетки-хозяина
  • не имеют метаболизма, т.е. внутри них не происходят какие-либо химические реакции, необходимые для поддержания жизни

Особое строение и поведение вирусов не позволяет отнести их ни к живым организмам, ни к неживой материи.

С момента их открытия ученые так и не смогли прийти к единому мнению в этом вопросе и предпочитают относить вирусы к особой, уникальной форме жизни.

Два состояния вирусов

Вирусы существуют в двух состояниях:

• активном (репродуцирующимся)
  • не активном (покой)

Отдельные виды возбудителей кристаллизуются во внешней среде, что позволяет им достаточно долго сохранять свою жизнеспособность.

Например, при благоприятных условиях вирус полиомиелита живет без хозяина 2-3 месяца, а вирус ящера остается опасным на протяжении двух лет.

Активное состояние вируса начинается с момента проникновения в подходящую для его размножения клетку.

Малые размеры позволяют возбудителю легко просочиться через стенки вместе с межклеточной жидкостью и приступить к выполнению своей основной миссии – размножению.

Попав в новый «дом», вирус встраивает свой генетический код в код клетки, становясь с ней единым целым. После этого зараженная клетка начинает производить из собственных ресурсов части вирусов по «чертежам», предоставленным своим новым хозяином.

Таким образом, вирусы синтезируют собственные молекулы ДНК из нуклеотидов клетки-хозяина.

Выходит, что вирус присваивает чужую клетку себе!

Как вирус проникает и живет в клетке:

Судьба клетки зависит от типа вируса:

• Одни клетки погибают и лопаются от большого количества изготовленных вирусов
  • Другие клетки производят новых возбудителей заболевания медленно и продолжают жить неполноценной жизнью достаточно долго

Иммунитет человека формируется за счет трех типов клеток:

• Т-лимфоциты- клетки, которые первыми обнаруживают чужеродное вещество (вирус или бактерию)
  • B-клетки по команде Т-лимфоцитов вырабатывают антитела к чужеродному веществу, как бы ставя метку на нем, что этот микроорганизм «чужой»
  • фагоциты, или клетки-убийцы, уничтожают вирус или бактерию, если на них есть эти антитела

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает Т-лимфоциты, лишая их возможности дать команду В-клеткам на выработку антител, если нет антител, то и фагоциты не могут видеть вирус и уничтожать его.

Таким образом, вирус иммунодефицита человека не только сам размножается в клетках человека, но и открывает дорогу для бесконтрольного размножения других бактерий и вирусов, ведь иммунная система больше не защищает организм.

Именно ДНК или РНК у вируса является инфекционным началом вируса.

Существуют и другие механизмы взаимодействия вирусов и клеток.

Например, вирус иммунодефицита ВИЧ на основе собственной РНК синтезирует в клетке-хозяине вирусную ДНК, которая затем встраивается в ДНК человека и переходит в геном дочерних клеток.

Пока вирус осуществляет именно эту деятельность, зараженный чувствует себя абсолютно здоровым и не наблюдает у себя каких-либо проявлений болезни.

Спустя некоторое время генетический материал вируса начинает выделяться из генетического кода клетки и производить новые частицы инфекции.

Это и приводит к развитию такого заболевания, как СПИД.

При этом заболевании у человека перестает работать важнейшая функция – его иммунитет.

Организм превращается в лакомый кусочек для вирусов и бактерий, отдаваясь им на съедение без какого-либо сопротивления.

Тест

Интересная информация

О том, что существуют невидимые человеческому глазу возбудители инфекций, предполагали еще в древности.

В прошлые века до изобретения и повсеместного использования вакцин вирусные заболевания становились причиной сильнейших эпидемий, уносивших тысячи и миллионы человеческих жизней.

Например, в XVIII веке разбушевавшаяся эпидемия оспы стала причиной смерти около 80% населения Москвы.

Основным оружием против вирусов является иммунитет человека.

Он распознает попавшего в клетки «врага» и начинает вырабатывать к нему антитела.

Побеждает в этой схватке тот, кто окажется быстрее: размножающаяся инфекция или защитный механизм организма.

Для начала синтезирования антител иммунитету необходимо время на изучение и распозвнавание инфекции.

Именно по этой причине вакцины столь эффективны. Они являются чем-то вроде учебного пособия для иммунитета.

После вакцинации организм уже знает, как ему реагировать и чем уничтожать вирус, если он с ним столкнется.

А еще механизм воздействия на клетку, а также способ размножения вирусов, во многом схож с принципом работы вредоносных компьютерных программ. Именно по этой причине они и получили название "компьютерных вирусов".