Урок Бесплатно Экофакторы и группы

Введение

В этом уроке вы познакомитесь с экологией- наукой о живых существах и их взаимодействии с окружающей средой.

Мы подробно рассмотрим основные экологические факторы и их влияние на растения, а также расскажем, как растения приспосабливаются к недостатку или избытку тепла, света и влаги.

Также вы узнаете об основных экологических группах растений.

Воздействие абиотических факторов на растения

К абиотическим относятся факторы неживой природы, оказывающие влияние на рост и развитие растений.

 

Важнейшие абиотические факторы:

  • освещенность
  • температура
  • влажность
  • почвенный состав

Свет- первостепенный экологический фактор, от которого зависит возможность растений фотосинтезировать, а значит расти и развиваться.

 

Количество света, которое попадает на листья растений зависит от:

  • широты местности
  • времени года
  • времени суток
  • наличия облачности
  • засоренности атмосферы
  • топологического расположения (равнина или склон)

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть

Растения выработали приспособления к тому, чтобы поглощать больше света за счет мозаичного расположения листьев, даже в пределах одного растения.

Посмотри на пример листовой мозаики у растений:

листовая мозаика у растений

Одно и то же растение в разных условиях может выглядеть совершенно по-разному.

Например, у сосны, выросшей в лесу, длинный гладкий ствол и лишь небольшая облиственная крона на самом верху, тогда как у того же растения, выросшего на открытой местности, обычно короткий толстый ствол и пышная крона.

Ранние весенние травянистые растения используют период, пока на затеняющих их деревьях развивается листва, для накопления запаса питательных веществ, и в течение всего последующего сезона экономно его расходуют.

Растения по-разному приспособлены к колебаниям температуры окружающей среды.

Основной лимитирующий фактор развития растений в зоне умеренного климата- температура почвы.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть

Относительно высокие температуры вызывают усиленное развитие растений, в то же время многие подснежники отлично растут и цветут в условиях низких температур. Температуры ниже 0°C, как правило, вызывают необратимые изменения в клетках растений, приводящие к их гибели или отмиранию надземной части. Тем не менее, морозоустойчивые растения способны полностью восстанавливаться после кратковременных заморозков и продолжать рост.

А подснежники способны цвести при низкой температуре, и даже занесенные снегом!

подснежники

Вода нужна растениям для обеспечения обмена веществ и протекания процесса фотосинтеза.

В разных регионах выпадает неодинаковое количество осадков.

В результате растения вырабатывают различные приспособления к обеспечению себя достаточным количеством воды:

  • развитая корневая система
  • накопление запасов воды в корневищах, луковицах и надземных органах
  • толстая кутикула, редукция и видоизменение листьев и т. д.

 

Толстые листья и корневища кактусов содержат запас влаги, делая возможным его рост в пустыне:

Кислотность почвы- еще один важный фактор, регулирующий возможность развития растений определенных видов.

Пройти тест
Закрыть тест

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Влияние биотических факторов

К биотическим относят факторы живой природы, возникающие, как правило, на основе пищевых потребностей.

 

Фотосинтезирующие растения- первое звено в пищевой цепочке животных.

Но растения могут защищаться от поедания, образуя колючки и ядовитые вещества.

 

В свою очередь, животные, птицы и насекомые могут приносить пользу растениям:

  • насекомые опыляют растения
  • звери и птицы разносят семена

На развитие растений могут влиять паразиты:

  • бактерии, грибы и вирусы вызывают различные заболевания (например, фитофтороз)
  • растения-паразиты могут использовать соки растения-хозяина (например, омела, очанка и др.)

Крупные и взрослые растения обычно затеняют молодые и мелкие.

Вьющиеся растения используют другие виды в качестве опоры.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть

Почвенный слой, из которого растения получают необходимые им минеральные вещества, создается при участии бактерий, дождевых червей и других организмов.

Примером симбиоза, в результате которого улучшается плодородие почв, являются азотфиксирующие бактерии, живущие в клубеньках бобовых растений.

Дождевые черви рыхлят почву и насыщают ее перегноем.

Грибы и растения  часто образуют мутуалистические отношения (симбиоз):

  • микориза грибов помогает растениям получать воду и минеральные вещества
  • а растения снабжают грибы органическими питательными веществами

Воздействие человека на растения рассматривают как антропогенные факторы окружающей среды.

Например, человек может положительно влиять на растения, удобряя почву, защищая деревья от паразитов и лесных пожаров.

Также загрязнение почвы, воды и воздуха может оказывать отрицательное влияние на рост и развитие растений, вызывая гибель и болезни.

Пройти тест
Закрыть тест

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Влияние растений на окружающую среду

Растения в свою очередь также влияют на окружающую среду, создавая определенные условия для жизни других организмов.

 

Важная миссия зеленых растений на планете- выработка кислорода и поглощение углекислого газа в процессе фотосинтеза.

Разные виды растений по-разному влияют на состав почвы, в которой они растут, обедняя или обогащая ее определенными веществами.

Многие растения способны корнями укреплять слабые грунты, защищая овраги от осыпания.

Растения дают дом для многих видов животных.

Под покровом леса прячутся звери и птицы.

Дождевые черви питаются опавшей листвой.

В дуплах деревьев селятся пчелы и белки.

 

Человек также часто использует растения в своих целях:

  • чтобы создать благоприятные условия для сельскохозяйственных культур (ветрозащитные посадки)
  • чтобы осушить заболоченные территории (посадки эвкалиптов)

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть

Человек создает зеленые насаждения с целью защиты от различных антропогенных факторов в местах своего проживания.

Установлено, что на зеленых улицах в атмосфере содержится в три раза меньше вредных веществ, чем на улицах без озеленения.

Зеленые насаждения во дворах также защищают людей от шума и пыли.

Зеленые насаждения во дворах

Пройти тест
Закрыть тест

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Основные экологические группы растений

Помимо систематических групп растения группируют по отношению к различным экологическим факторам.

По отношение растений к освещению:

  • гелиофиты- светолюбивые растения (береза, дуб, осина, яблоня, сирень, жасмин, подорожник, кукуруза и др.)
  • сциофиты- тенелюбивые растения (кислица, майник двулистный, папоротники, мхи и др.)

Папоротник- типичный сциофит. Он любит тень.

Некоторые растения могут расти в тени, но лучше развиваются при хорошем освещении.

Это теневыносливые растения (например, сныть, копытень и др.).

 

Сравнение гелиофитов и сциофитов

Гелиофиты

Сциофиты

листья обычно мелкие

листья более крупные и тонкие

лист имеет толстую наружную стенку

наружные стенки листа более тонкие

листья имеют густую сеть жилок

площадь жилок в два раза меньше

много мелких хлоропластов

немного крупных хлоропластов

много устьиц на единицу площади

число устьиц на единицу площади меньше

 

По отношению растений к влаге:

  • гидрофиты- живущие в воде цветковые растения (например, кувшинка)
  • гигрофиты- растения, живущие в избыточно увлажненных местах (калужница, рогоз)
  • мезофиты- растения, живущие в местах с нормальной влажностью (большинство луговых злаков и бобовых)
  • ксерофиты- растения сухих мест, а также мест, где вода плохо усваивается (например, торфяные болота и солончаки)- полынь, ковыль и др.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть

Выделяют также особые группы растений, приуроченные к преимущественно сухим местам обитания:

  • эфемероиды- травянистые многолетники, часто имеющие луковицу, прорастающую либо ранней весной, либо осенью
  • суккуленты- растения сухих мест, активно запасающие влагу в своих тканях (например, кактусы)

кактусы

Пройти тест
Закрыть тест

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Интересная информация

Казалось бы, растения прекрасно приспособлены к тому, чтобы самостоятельно добывать пищу.

В отличие от других живых организмов они могут фотосинтезировать, но и среди них встречаются паразиты, жизнь которых зависит от других растений.

Настоящие растения-паразиты лишены хлорофилла.

Их листья редуцированы, и вместо них присутствуют бесцветные чешуйки.

Примером таких растений могут служить различные виды заразихи, развивающейся на корнях подсолнечника, конопли, полыни и других растений.

Если очень много заразих «усядутся» под молодым подсолнухом, растение может сильно страдать и в итоге не дать урожая.

Одна заразиха способна давать до 150 тысяч мелких семян, разносимых ветром.

Так что бороться с этой напастью очень сложно.

Заразиха желтая- паразитирует на бобовых растениях:

Но заразихи больше характерны для южных районов.

В средней же полосе нередко можно наблюдать другое подобное паразитическое растение- петров крест.

Он часто присасывается к корням орешника.

Некоторые виды относят к полупаразитам, так как они способны к фотосинтезу, но потребляют водно-минеральный раствор из ксилемного сока растения-хозяина.

Таковы омела, марьянник, очанка и др.

Омела белая на ветвях дерева- пример полупаразитического растения:

Заключительный тест

Пройти тест